муниципального района Белгородской области
Мобилизационная подготовка - комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики страны, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, федеральных органов и создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.
Мобилизационная подготовка и мобилизация являются составными частями организации обороны Российской Федерации.
Нормативное правовое обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации является составной частью правовой системы РФ.
В ходе общественных преобразований и реформ в России, а также конституционного процесса и обновления законодательства меняется правовая система, в том числе и ее структура.
Согласно правовой системы РФ существуют следующие виды нормативных правовых актов: Конституция, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон, устав, указ, постановление распоряжение, решение, приказ, акт, международный договор, договор, контракт, соглашение. Перечисленные виды нормативных правовых актов разрабатываются и применяются также и в области мобилизационной подготовки и мобилизации и в соответствии с правовой системой РФ подразделяются на: законодательные акты, подзаконные акты, государственные нормативные и нормативно-технические акты.
В свою очередь законодательные акты подразделяются на основной закон РФ – Конституцию РФ; федеральные конституционные законы, федеральные законы; Конституции, уставы и законы субъектов РФ.
К подзаконным актам в РФ относятся: указы и распоряжения Президента РФ; постановления и распоряжения Правительства РФ; приказы, директивы, постановления и решения федеральных органов исполнительной власти; указы, постановления и распоряжения органов исполнительной власти субъектов РФ.
К государственным нормативным и нормативно-техническим актам относятся инструкции, положения, руководства, наставления, государственные контракты, договора, технические условия, нормы и другие виды нормативных правовых актов.
Исходя из того, что система мобилизационной подготовки экономики РФ является государственной системой, все нормативные правовые акты должны четко соответствовать следующим основным параметрам правовой системы РФ: обеспечение верховенства законов над остальными нормативными правовыми актами; иерархическое положение нормативных правовых актов в правовой системе; все руководители и должностные лица, государственные и общественные организации, граждане РФ должны неукоснительно выполнять нормативные правовые акты РФ.
Количественный и качественный анализ нормативных правовых актов в области мобилизационной подготовки и мобилизации РФ диктует необходимость классифицировать их следующим образом: по иерархическому положению в системе нормативного правового обеспечения; по сферам деятельности; по времени применения; по принадлежности уровням управления; по степени секретности.
Система мобилизационной подготовки и мобилизации строится на нормативной правовой базе государства, основой которой является Конституция РФ.
Конституция РФ определяет, что РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории (ст.4), что в ведении РФ находятся: оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка покупки и продажи оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества (ст.71). Конституцией определены полномочия Президента РФ в области обороны и безопасности. Он формирует и возглавляет Совет безопасности РФ; является Верховным Главнокомандующим вооруженными Силами РФ; в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы ее вводит на территории РФ или отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ст. 87).
В развитии положений Конституции РФ в области обороны и безопасности, разработана и утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 года № 537 «Стратегия национальной безопасности до 2020 года», которая рассматривает состояние и тенденции развития современного мира и России, определяет национальные интересы РФ и стратегические национальные приоритеты, в документе определены приоритеты обеспечения национальной безопасности и в различных сферах деятельности государства, раскрыты организационные, нормативные правовые и информационные основы реализации Стратегии …, а также определены качественные характеристики состояния национальной безопасности РФ.
Более детально вопросы обеспечения военной безопасности раскрыты в Военной доктрине РФ, введенной в действие Указом Президента РФ от 05.02.2010 г.№146. В военной доктрине рассмотрены военные опасности и угрозы РФ, военная политика и военная экономика РФ, подробно изложены вопросы мобилизационной подготовки экономики, органов государственной власти, организаций, транспорта, коммуникаций и транспорта.
Военная доктрина, определяет, что перевод экономики с мирного на военное время (мобилизация экономики) осуществляется в целях всестороннего и полного обеспечения потребностей обороны страны, деятельности государства, жизнеобеспечения населения страны, а также обеспечения других нужд государства в военное время.
В военной доктрине также определены основные направления мобилизационной подготовки экономики к устойчивому функционированию в период перевода ее на работу в условиях военного времени;
- создание, совершенствование и эффективное функционирование системы мобилизационной подготовки органов государственной власти, а также организаций и предприятий, имеющих мобилизационные задания;
- оптимизация и развитие потребных мобилизационных мощностей и объектов;
- создание, накопление, сохранение и обновление запасов материальных ресурсов в мобилизационном и государственном резерве;
- создание и сохранение страхового фонда конструкторской и технической документации для военного времени;
- сохранение и развитие объектов экономики, необходимых для ее устойчивого функционирования и обеспечения потребностей населения в военное время;
- подготовка финансово-кредитной, налоговой систем и системы денежного обращения к особому режиму функционирования в условиях военного времени;
- разработка и совершенствование нормативной правовой базы мобилизационной подготовки и перевода экономики РФ, субъектов РФ и муниципальных образований с условий мирного на режим военного времени.
Положения Военной доктрины РФ реализованы в ряде федеральных конституционных и федеральных законов РФ.
Рассмотрим эти законы с точки зрения взаимосвязи содержащихся в них правовых норм с мобилизационной подготовкой и мобилизацией.
Федеральный Конституционный закон «О Военном положении» №1-ФКЗ от 30 января 2002 г. определяет режим военного положения, основания для его введения, задачи органов государственной власти и их функционирование в период военного положения, а также правовое положение граждан и организаций в период военного положения. В законе определено, что общая и частичная мобилизация, если она не была объявлена ранее, при введении военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях объявляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Федеральный закон «Об обороне» №61-ФЗ от 31 мая 1996 г. определяет основы и организацию обороны РФ, полномочия органов государственной власти РФ, функции органов государственной власти и субъектов РФ , организаций и их должностных лиц , права и обязанности граждан РФ в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушения законодательства РФ в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.
В законе определено, что организация обороны наряду с другими мероприятиями включает в себя ряд мероприятий, напрямую связанных с мобилизационной подготовкой и мобилизацией:
- планирование перевода органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени;
- мобилизационную подготовку органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;
- создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов.
Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» №53-ФЗ от 28 марта 1998 г. осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами РФ конституционного долга и обязанности по защите Отечества.
Положение данного закона напрямую связано с мероприятиями мобилизационной подготовки и мобилизации и раскрывают основы воинского учета.
Закон определяет порядок организации воинского учета в органах государственной власти, органах местного управления и подготовки граждан, пребывающих в запасе по военно-учетным специальностям для комплектования Вооруженных Сил РФ, других войск. Он определяет обязанности руководителей и других должностных лиц, ответственных за военно-учетную работу.
Положение других законов «О государственном оборонном заказе», «О гражданской обороне», «О государственном материальном резерве» также взаимосвязаны с мероприятиями мобилизационной подготовки и мобилизации и определяют порядок их реализации на федеральном уровне, на уровне исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления и организации.
Центральное место в нормативной правовой базе в области мобилизационной подготовки и мобилизации занимает Федеральный закон №31-ФЗ от 26 февраля 1997 г. «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ». В законе изложены общие положения и содержание мобилизационной подготовке и мобилизации РФ, определены полномочия органов власти всех уровней, а также обязанности организаций и граждан в области мобилизационной подготовки и мобилизации, прописаны организационные основы мобилизационной подготовки и мобилизации, установлен порядок призыва граждан на военную службу по мобилизации и порядок бронирования граждан, пребывающих в запасе, на период мобилизации и военное время.
Законом определено, что основными принципами мобилизационной подготовки и мобилизации является: централизованное руководство; заблаговременность, плановость и контроль; комплексность и взаимосогласованность.
Для практической реализации Федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» разработаны и прияты ряд подзаконных нормативных документов в виде указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. При этом в них, как правило, определяются задачи, объем и сроки выполнения мобилизационных мероприятий в определенных сферах государственной деятельности. К этим сферам относятся мобилизационная подготовка и мобилизация экономики; мобилизационная подготовка и мобилизация органов государственной власти; мобилизационная подготовка и мобилизационное развертывание Вооруженных Сил РФ и других войск.
Нормативное правовое обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации в субъектах РФ и муниципальных образованиях организуются на тех же принципах правовой государственной системы, которая предписывает, что нормативные правовые акты субъекта РФ не должны противоречить или не соответствовать нормативным правовым актам федерального уровня.
Субъект РФ, являясь органом государственной власти, имеет не только право, но и обязан выступать с законодательной инициативой по разработке нормативных правовых актов федерального уровня.
Наличие детально разработанных нормативных правовых документов федерального уровня и уровня субъекта позволяют качественно, всесторонне и в полном объеме организовать мобилизационную подготовку и мобилизацию в субъекте РФ.
Целесообразно в стратегии организации и всестороннего обеспечения мероприятий по мобилизационной подготовке экономики РФ специально выделить проблему разработки правовых документов, регламентирующих проведение указанных работ, и рассматривать ее в качестве одной из первоочередных.
Многообразие и сложность современных условий решения задач мобилизационной подготовки экономики РФ ставят вопрос о выборе основных направлений и последовательности разработки указанных документов. Это необходимо также для того, чтобы упорядочить всю ранее сложившуюся систему мобилизационных документов.
Выбор основных направлений нормативного правового обеспечения подготовки экономики к функционированию в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени и в военное время целесообразно ориентировать на концепцию мобилизационной подготовки экономики РФ в новых экономических условиях, а также на федеральные законы «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» и «Об обороне».
Нормативное правовое обеспечение мобилизационной подготовки экономики в соответствии с указанными в концепции и законах направлениями может быть реализовано в полном объеме только при наличии соответствующей поддержки со стороны федеральных органов власти и органов исполнительной власти субъектов РФ. И только на этой основе может быть создана необходимая структура документов.
Правовое обеспечение мобилизационной подготовки экономики РФ требует привлечения большого круга организаций и специалистов, которые в своей работе должны руководствоваться едиными принципами (нормативами, методическими положениями) для достижения оптимальной структуры, состава и взаимоувязанного содержания всех разрабатываемых документов.
Нормативное правовое обеспечение мобилизационной подготовки экономики страны требует от представителей всех ветвей власти, ответственных за ее организацию и проведение, четкой реализации своих функций практически во всех сферах.
С одной стороны, в виду сложности проблемы мобилизационной подготовки экономики страны к выполнению заданий все вопросы по планированию, организации и проведению ее мероприятий не могут быть в каком-то одном документе, так как они будут громоздкими и неудобными в практической работе.
С дрогой стороны, неоднозначность трактовки некоторых положений в разных документах может привести к дублированию функций, к созданию неудобной для практической работы группы документов.
С учетом изложенного речь должна идти о создании комплекта документов с взаимоувязанными требованиями и предложениями, но с дозированной информацией по следующим признакам:
- юридический статус (доктрина, закон, подзаконный акт, организационно-методический документ);
- адресное предназначение (общего пользования, ограниченного пользования);
- содержание, направленность (планирование, финансирование работ, организация устойчивого функционирования объектов и отраслей в условиях военного времени);
- способ изложения материала (директивный, методический, инструктивный);
- продолжительность действия (постоянного действия, временного пользования, оперативные, вводимые в действие с наступлением условий военного времени или же действующие до принятия соответствующего закона).
Нормативное регулирование экономики в военное время – одна из основных задач в области мобилизационной подготовки мобилизации. Перечень и порядок разработки и введения в действие нормативных правовых актов определяются Правительством РФ.
Проекты нормативных актов, регламентирующие порядок функционирования экономики в военное время, подготавливаются в форме указов Президента РФ. Постановлений Правительства РФ, положений, инструкций и других нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.